7

Nov 13

Сборная двухшарнирная арка

Сборная двухшарнирная арка при нормативной нагрузке от покрытия 380 кгс/м2 и шаге 6 м в зависимости от пролета имеет вес от 6,2 до 13,3 т, а расход бетона и стали на арку — соответственно 2,08—5,32 м3 и 416—886 кг. Сборные трехшарнирные арки небольших пролетов проектируют сплошного сечения. Сборные арки больших пролетов могут быть как сплошными, так и решетчатыми.

Расчет арок. Арки рассчитывают на нагрузку от веса покрытия, сплошную снеговую, одностороннюю снеговую на половине арки, сосредоточенную нагрузку от подъемно-транспортных механизмов, а при некоторых значениях — и на ветровую нагрузку. Арки пролетов рассчитывают на усадку и ползучесть бетона. В трехшарнирных арках при расположении пятовых шарниров на одном уровне вертикальные слагающие опорных реакций одинаковы с реакциями простой балки такого же пролета. Горизонтальные опорные реакции (распор) от вертикальной нагрузки равны, прямо противоположны и некоторые их элементы изготавливаются при помощи станков ЧПУ, подробнее о которых можно узнать здесь.

Результаты вычислений сводят в таблицу, по которой определяют максимальные и минимальные расчетные усилия при невыгоднейших сочетаниях нагрузок. При расчете арок на продольный изгиб в плоскости кривизны расчетная длина принимается равной: для трехшарнирных арок 0,58 S, для двухшарнирных 0,54 S и для бесшарнирных 0,36. При расчете из плоскости арки для любой арки расчетная длина принимается равной S. Предварительно напряженные арки необходимо рассчитывать на усилия, которые возникают при ее изготовлении и монтаже.

Второстепенные несущие конструкции покрытий. Второст-пенные несущие конструкции покрытий могут непосредственно опираться на стропильные балки, фермы или арки (беспрогонная система покрытий) или поддерживаться системой прогонов, опирающихся на основные несущие конструкции покрытий (прогонная система покрытий). В настоящее время применяется, как правило, беспрогонная система, что объясняется стремлением к укрупнению элементов сборных конструкций и, следовательно, к уменьшению трудоемкости монтажа. При беспрогонной системе покрытий в качестве второстепенной несущей конструкции применяют ребристые крупнопанельные плиты из тяжелого и легкого железобетона, плиты КЖС, шатровые плиты и др.